Автономные некоммерческие организации (АНО) не имеют членства и учреждаются гражданами или юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов.
Организации в форме АНО, как правило, создаются с целью оказания платных услуг в области культуры, науки, образования, здравоохранения, права и спорта. Таким образом, на практике автономные некоммерческие учреждения используются преимущественно для ведения бизнеса.
В данной форме могут создаваться: ВУЗы, школы и детские сады; поликлиники и частные больницы; оздоровительные центры и спортивные клубы; а также различные консультации (к примеру, юридические).
Учредителями АНО могут быть как физические, так и юридические лица. При этом руководителем такой организации может быть только физическое лицо. Высшим же органом управления автономного некоммерческого учреждения является его Правление (Совет), включающий не менее 3 членов. Членами Правления могут быть только физические лица.
В настоящее время автономная некоммерческая организация является наиболее распространенной среди всех существующих ОПФ некоммерческих организаций. И в большей степени такая популярность обусловлена отличительными особенностями данной организационно-правовой формы.
Во-первых, имущество, которое учредители организации передают АНО, становится ее собственностью. Во-вторых, прибыль, получаемая учреждением данной правовой формы в результате своей деятельности, не распределяется между участниками, а идет на развитие организации. В-третьих, никто из учредителей не имеет каких-либо преимуществ в использовании предоставляемых организацией услуг, имея право пользоваться ими лишь наравне с другими лицами. Кроме того, обязательства учредителей АНО и обязательства самой организации разделены и никак не взаимосвязаны: учредители лишь осуществляют надзор над автономным некоммерческим образованием, порядок которого указывается в учредительных документах организации. И, наконец, не менее важная особенность учреждений в форме АНО – это обязательное присутствие в организации попечительского совета и ревизионной комиссии, работающих на общественных началах. При этом в ревизионную комиссию достаточно определить одного человека – ревизора.
Вместе с тем регистрация некоммерческих организаций все еще является узкоспециализированной сферой юридических услуг, не поставленной на поток, как например, регистрация ООО или открытие ИП. И, пожалуй, главной причиной этого является отсутствие однозначного взгляда на данный вопрос со стороны действующего законодательства. Так, зачастую существующие законодательные документы, регулирующие процедуру регистрации и дальнейшую деятельность НКО, по некоторым вопросам расходятся, а иногда и прямо противоречат друг другу. Разумеется, все это существенно затрудняет и без того сложный и многоэтапный процесс, делая регистрацию некоммерческих организаций процедурой, малопривлекательной для большинства специалистов.